Частное охранное предприятие (ЧОП) Скиф-СК

ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ЧОП Скиф-СК

ЧОП Скиф-СК            РАСЦЕНКИ ЧОП Скиф-СК           КОНТАКТ   
наши партнеры статьи новости
наше вооружение униформа вакансии
  
СТАТЬИ

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ

ВООРУЖЕННАЯ ОХРАНА ИМУЩЕСТВА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

ТРАНСПОРТИРОВКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРУЗОВ

ТРАНСПОРТ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЦЕННЫХ ГРУЗОВ

ОХРАНА VIP ПЕРСОН (ЛИЧНАЯ ОХРАНА)

ЭСКОРТ, ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ С ОХРАНОЙ

УСЛУГИ ПО ОХРАНЕ БАНКЕТОВ, ТОРЖЕСТВЕННЫХ ВСТРЕЧ, МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

УСЛУГИ ПО ОХРАНЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОВЕРКА БЛАГОНАДЕЖНОСТИ ПАРТНЕРОВ, АУДИТ

ВЫЕЗД ГРУППЫ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ (ГБР) ПО КОНФЛИКТНЫМ СИТУАЦИЯМ

ОХРАНА СЪЕМОЧНЫХ ГРУПП И СЪЕМОЧНЫХ ПЛОЩАДОК

УСТАНОВКА И ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ И ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

ДЕТЕКТИВНЫЕ УСЛУГИ

Информационная безопасность бизнеса и личности

Говоря об информационной безопасности бизнеса, мы так или иначе сталкиваемся с вопросом, кто на что имеет право, что является объектом этого права, в связи с чем возникают угрозы и как с ними бороться. Так или иначе, мы все равно выходим на фундаментальный вопрос и на принципиальную проблему: не расползётся ли сфера, связанная с информационной деятельностью, в правовом отношении? Этот вопрос актуален, потому что она уже расползлась. Если взглянуть на определение информации в нашем "трехглавом" законе (информация, информатизация и защита информации) и на законодательство в целом, мы увидим, что имеем только набор частных фрагментов решения вопросов.

Да, есть у нас Закон о государственной тайне, есть Гражданский кодекс, в котором информация объявляется объектом гражданского права, есть законы об авторском праве и о защите программ. Понятно, что программы тоже имеют какое-то отношение к информации. Но, так или иначе, вся сфера расползлась, и, на мой взгляд, во многом потому, что мы пока не смогли определиться конструктивно с тем, что же такое информация, в чем заключается или может заключаться понятие собственности на информацию и соответственно какими правовыми механизмами можно регулировать процессы обращения с ней.

Информация имеет как бы две формы. Одна форма это та, что у нас в голове. Это то, ради чего все делается. В конце концов, все, что делается всеми: предпринимателями, государством. Всё это делается для того, чтобы так или иначе воздействовать на человека, чтобы так или иначе предоставить возможность человеку решать стоящие перед ним проблемы.

Первая форма представления информации характеризуется своей нематериальностью, она не может быть объектом права как такового, но в то же время она является основным, наиболее интересующим всех элементом любой деятельности.

Вторая форма - это та информация, которая представлена в виде сообщений, это то, что мы используем, когда общаемся друг с другом. Вот эта информация объективна, ее можно закрепить на том или ином носителе. На мой взгляд, объектом собственности в большей степени является носитель, на котором зафиксирована информация, а сама информация не может быть объектом собственности до тех пор, пока она не поступила в голову, пока человек её не осознал. Там просто нет информации. Мы прекрасно понимаем, что если есть дискета, но нет компьютера, то вы никогда не прочитаете то, что находится на дискете. Какая может быть собственность на этот информационный ресурс? Есть эта только дискета и не более того.

В связи с тем, что мы используем информацию в общении, возникает целый ряд проблем, целая группа общественных отношений, которые так или иначе нужно регулировать. Мы информацией обмениваемся между собой вполне в конкретных целях. Мы её либо используем, чтобы продавать, получать доход с того, что мы публикуем. Кто этим занимается? Этим занимаются журналисты, писатели. Это проблема авторского права, интеллектуальной собственности, хотя и в данном случае понятие собственности размыто. Опять же на что собственность? С этим нужно более чётко разобраться.

Мы выдаем информацию государству в силу того, что оно нас обязало её ему выдавать. Таким образом, появляются персональные данные, появляется информация, которая накапливается у государства, которую нужно регулировать совсем другими отношениями.
Мы выдаем информацию для того, чтобы устроиться на работу, и тогда появляются трудовые отношения, появляется необходимость регулировать отношения между работодателем и работником. Здесь всплывает и проблема полиграфа, проект закона о котором сейчас обсуждается в Государственной Думе.
Мы обладаем еще какой-то целью, и в соответствии с ней вступаем в отношения, ради которых выдаем информацию другим людям. Эти цели являются социально значимыми, их достижение регулируется какими-то правовыми механизмами. Вот когда мы весь этот набор отношений как-то структурируем, мы сможем представить себе, как структурировать все правовое обеспечение, всю систему нормативных актов, которые должны работать в этой области, которую нужно развивать.

Возьмем, например, хорошо известную проблему кредитных историй или проблему "спама". При этом мы всегда упираемся в один и тот же вопрос: что это такое. Возьмём проблему "спама", как последнюю из упомянутых проблем. Что такое проблема "спама"? Некоторые говорят - это проблема распространения не заказанной рекламы по Интернету. Вопрос в том, чем отличается эта проблема, эти отношения от тех отношений, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Каждый из нас, приходя утром к почтовому ящику, вытаскивает из него кучу макулатуры, которую тут же выбрасывает. Это что, принципиально разные отношения? Суть-то одна и та же. Аналогичны вопросы, не связанные с сетью Интернет: сейчас идет тот же самый "спам" по сотовому телефону. Причем здесь Интернет? "Спам" - это, в принципе, реализация права человека на обращение, на свободу массового распространения информации. Что такое газеты? Это что, не тот же самый "спам"? Мы заказываем ту информацию, которую хотим там увидеть? Что такое реклама по телевидению? Мы заказываем ту рекламу, которую хотим увидеть по телевидению? Нет.

Но есть правила игры, есть вполне определенное влияние этой информации на экономическую деятельность. Эти правила игры установлены теми или иными нормативными актами, и мы придерживаемся этих правил. По нашему законодательству, двадцать процентов времени на телевидении может быть отдано рекламе. Мы вынуждены с этим мириться. Кто-то выключает телевизор и не слушает, кто-то смотрит эту рекламу. Это зависит от того, насколько она ему нравится. То же самое и со "спамом" в Интернете.

Что предложили американцы? На мой взгляд, они сделали это совершенно правильно. Они не ограничили право возможности человека на распространение информации, но в то же время сказали, что если я отказался от этой информации, то вы мне не должны ее присылать. То есть мне не должна навязываться информация. Не везде есть возможность решить подобную задачу таким образом, но, тем не менее, проблема существует.

Что такое кредитная история? Кредитная история - это та информация, которую мы с отдаем в кредитные организации в связи с тем, что хотим вступить с ними в некоторые отношения, вполне конкретные. Мы хотим получить кредит. Какое мы предоставляем право пользоваться этой информацией этим кредитным организациям? Никакого. Кроме одного - возможности проверить достоверность тех сведений, которые мы предоставляем. Другого права мы им не давали. А информация используется совсем в других целях.

Что такое наши персональные данные, которые мы отдаем в органы государственной власти? Мы отдаем их с конкретной целью. Мы приходим в органы регистрации актов гражданского состояния для того, чтобы получить бумажку и право на решение некоторых задач - зарегистрировать ребенка, изменить свое гражданское состояние и т.д. Мы отдаем эту информацию для того, чтобы осуществить этот конкретный акт. Как дальше государство использует полученную информацию?

Сейчас создается большая система, которая объединит все информационные системы, имеющиеся у всех федеральных органов исполнительной власти. Она до некоторой степени сэкономит деньги налогоплательщиков на ведение информационной базы и повысит эффективность работы этих государственных органов. Но мы должны быть совершенно уверенны в том, что информация, которую мы отдали, не будет использована нам во вред, что она не будет использована в целях, отличных от наших интересов и интересов общества. При этом интересы общества должны быть тоже конкретизированы. Почему?

Вспомним, например, истории, которые были показаны по телевидению - два эпизода с двумя министрами в бане. С лицом, похожим на Скуратова, и с лицом, похожим на еще одного министра. Вопрос. Человек имеет вполне конкретное конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Есть запрещение на сбор информации и на распространение ее без согласия лица, которое упоминается в этой информации. Кто-нибудь пострадал за то, что эта информация была показана по телевидению? Нет. Утверждалось, что это делается в интересах общества. Возможно, это и делается в интересах общества, но совершенно понятно, что эти отношения должны быть как-то урегулированы правом. По крайне мере те лица, которые занимают те или иные должности, должны знать, что, начиная с некоторой должности, например с руководителя Департамента или начальника отдела в Центральном аппарате, ты имеешь некоторые ограничения на неприкосновенность частной жизни. И тогда каждый будет понимать, что можно и чего нельзя.

Отсутствие культуры этих отношений является, на мой взгляд, основной проблемой и в области информационной составляющей экономической безопасности. Потому что в экономической безопасности кроме информационной составляющей есть много других составляющих, которые, к сожалению, во многом создают большую проблему в развитии экономики и в развитии общества в целом.

Автор: Анатолий Стрельцов, зам. начальника Управления аппарата Совета Безопасности России, доктор технических наук

 

Rambler's Top100

Частное охранное предприятие
ЧОП Скиф-СК

 

Частное охранное предприятие ЧОП Скиф-СК - охранники, телохранители, вооруженное сопровождение грузов
Москва, Дмитровское шоссе, д.110 стр. 10, Тел: +7 (495) 627-35-89

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: (495) 627-35-89